Ноам Хомский, лингвист, политолог и общественный деятель, «наш Сократ», как его называют американцы. Профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского. «New York Times Book Review» как-то написала о нём: «Если судить по энергии, размаху, новизне и влиянию его идей, Ноам Хомский, возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов». Не так давно Хомский опубликовал «10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации».

1. Отвлечение внимания

ChomskyЧтобы не дать гражданам возможность быть в курсе последних достижений науки и культуры, средства массовой информации используют прием отвлечения внимания от важных проблем и перемещение центра внимания на малозначительные аспекты или наоборот – на специально созданные и «раздутые» информационные поводы.

Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты, и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные.

цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»

 

2. Создание проблемы, а затем предложение способа ее решения

Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Данный метод эффективен тогда, когда общество ожидает проявления инициативы от правящих кругов. Вначале создается некая ситуация, требующая разрешения (в качестве такой проблемы может выступать уровень преступности, террористическая атака, повышение цен и т.д.). Затем следует всестороннее обсуждение проблемы, после чего руководство страны или правящая сторона предлагает решение создавшейся ситуации. Естественной реакцией на такую модель будет повышение рейтингов и поддержка руководства, а также «сворачивание» неугодных структур и устранение мешающих лиц.

 

3. Способ постепенного применения

Данный метод используется в тех ситуациях, когда необходимо, чтобы общество приняло непопулярную меру. Для этого СМИ внедряют видимость необходимости жестких мер постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Все эти факторы могли бы стать причиной революций, если бы не метод постепенного применения в СМИ.

 

4. Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

При этом общество уверено, что до завтра все может измениться к лучшему, а когда это «завтра» наступает, то непопулярная мера уже не вызывает такого резкого негатива.

 

5. Обращение как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

Чем сильнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему?

Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.

 

6. Упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…

 

7. Держать людей в невежестве, культивируя посредственность

Непонимание ситуации, участие в пустых обсуждениях, низкий уровень образования, невежество и посредственность – мощные орудия в руках СМИ. Подчинение своей воли проходит гораздо проще, когда в руках находится послушный материал.

Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

 

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью

Пока читатели и зрители удивляются, как проходит в свет тупость, пошлость и невоспитанность, эти самые качества становятся определяющими в формировании общественного мнения. А этими определяющими намного легче манипулировать, чем, скажем, независимостью мнения или интеллигентностью.

 

9. Усиливать чувство собственной вины

Психотерапевты хорошо знают, что чувство вины – это «крючок», на который попадаются даже самые сильные личности. Тот, кто владеет этим «крючком», может задавать направление и диктовать условия. Если СМИ удается заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, то тогда становится возможным отвлечь его от борьбы с экономической или политической силой. Уничижение и обвинение самого себя в своих бедах часто приводит к апатии и бездействию социума. И тогда управлять им становится гораздо легче.

 

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают

Благодаря достижениям науки и передовым технологиям СМИ получили в свое распоряжение такие знания о социуме, которые позволяют опережать и предвидеть тенденции и реакции общества. Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Источник: pravda-tv.ru